ИГРА-КВЕСТ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ТЕМУ: «МОЙ РОДНОЙ КРАЙ»
Цель: Воспитывать интерес и уважительное отношение к людям других национальностей, через формирование представлений об их культуре.
Задачи:
В сфере социально-коммуникативного развития: усвоение норм и ценностей,
принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; развитие социального и эмоционального интеллекта.
В сфере познавательного развития: развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа.
В сфере речевого развития: обогащение активного словаря; развитие связной,
грамматически правильной диалогической и монологической речи.
В сфере художественно-эстетического развития: становление эстетического
отношения к окружающему миру.
В сфере физического развития: становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании).
Оборудование: телеграмма от Илемпи; карта Чувашской Республики; флаг и герб
Батыревского района; разрезные картинки герба и флага Батыревского района; силуэты кукол девочек и мальчиков и силуэты элементов национальной женской и мужской одежды (русской, чувашской, татарской); иллюстрации с изображением национальных богатырей русского, чувашского, татарского народов (Илья Муромец, Улып, Батыр и т.д.) и национальных праздничных блюд (блины, пироги, вареники, сыр, чак-чак, шербет);
разрезные картины с изображением достопримечательностей села Батырево.
Предварительная работа: беседа «Наше село»; просмотр презентаций «Моя малая Родина»; чтение сказок о национальных богатырях и рассматривание иллюстраций к ним;
рассматривание народных костюмов и орнаментов (русских, чувашских, татарских);
рассматривание иллюстраций с достопримечательностями родного села; слушание музыкальных композиций о родном крае.
Ход игры
Воспитатель: Ребята! Сегодня я получила телеграмму от прекрасной куклы
Илемпи. Хотите узнать, что в ней? Читает: «Здравствуйте, дорогие ребята! Я предлагаю вам отправиться в увлекательное путешествие по родному селу Батырево. В помощь вам я отправляю карточки с заданиями. В конце путешествия вас ждет сюрприз!».
Воспитатель: Чтобы пройти этот путь, Илемпи отправила нам карту. Давайте ее рассмотрим и узнаем, какие же задания мы должны выполнить, чтобы добраться до ее сюрприза. После прохождения каждого испытания вы получите пазл, из которого нужно будет собрать картинку.
Первое задание «Наша малая Родина».
-Как называется село, в котором мы живем? (Батырево)
-Как называется район, в котором мы живем? (Батыревский)
-Какая река протекает на территории Батыревского района» (Була)
- Что означает название нашего села «Батырево»?
Ответы детей
Воспитатель: Батырево – это «село богатырей, сильных духом и крепких телом людей».
Имеются предания о герое Батыре (Паттар), который жил на реке Булла. После нашествия монголо-татар, Батыр со своими воинами потерпел поражение и вынужден был уйти отсюда и осесть в лесах. Здесь они основали село Батырево. Сюда нагрянул Салтык-Хан с войском. Батыр со своими сыновьями и односельчанами одержали победу над Салтык – Ханом. Так и появилось наше село.
Воспитатель: Вы большие молодцы! Илемпи оставила вам за правильные ответы пазлы.
Дети получают пазл.
Второе задание «Символы».
Воспитатель: У каждой страны, республики есть своя геральдика – это герб, флаг и гимн. У нашего Батыревского района тоже есть свой герб и флаг (показать детям изображения герба и флага).
В синем щите серебряный могучий воин (богатырь, батыр), опирающийся на огненный меч. Данный герб не просто связывается с названием района, но несет в себе мотивы старинного чувашского фольклора, преданий о Паттаре (Батыре) - защитнике и охранителе родной земли. Здесь изображен также и пламенеющий меч – старинный символ мирного созидания, доброго сердца и надежной, крепкой обороны.
Детям предлагается собрать из пазлов «Флаг Батыревского района» и «Герб Батыревского района» по памяти.
Дети получают пазл.
Третье задание «Народный костюм».
Детям предлагается одеть кукол в национальные одежды.
Игровое задание «Оденем кукол»
(Детям предлагаются силуэты кукол (девочки и мальчики) и силуэты элементов национальной одежды (русской, чувашской, татарской) женской и мужской)
Дети получают пазл.
Четвертое задание «Угощения».
Игра «Кто какое блюдо принес на праздник».
Детям предлагаются карточки с изображением национальных блюд (русских, чувашских, татарских). Детям нужно найти «поставить» блюда перед куклами и объяснить свой выбор.
Карточки с изображением национальных праздничных блюд (блины, пироги, вареники, сыр, чак-чак, шербет) и т.п.
Дети получают пазл.
Пятое задание «Достопримечательности».
Узнай достопримечательности и здания родного села Батырево. Лишнее нужно убрать. Дети получают пазл.
Воспитатель: Ребята, давайте соберем пазлы. Что получилось?
Дети: Карта…
Воспитатель: Ребята, это карта нашего Батыревского района. (Привлекает внимание детей к карте) Посмотрите, пожалуйста, сколько тут дорог, рек, сел и деревень (читает названия близлежащих деревень). Все это – Батыревский район. Здесь живут и чуваши, и татары, и русские и другие народы. Все они живут очень дружно, помогают друг другу и вместе отмечают праздники.
Рефлексия.
Воспитатель: Ребята, Илемпи просила узнать, понравилась ли вам игра, и кому что именно понравилось.
Ответы детей. Воспитатель обобщает и уточняет ответы детей.
Воспитатель: Спасибо вам большое, ребята, за то, что вы дружно выполняли все задания, помогали друг другу. Молодцы!