«Развитие
творческих способностей дошкольников».
«Игра – путь детей к
познанию мира,
в котором они живут
и который призваны изменить»
М.Горький
В
последние годы особое значение в педагогической науке приобрела проблема
формирования личности. Наше время - время информационных технологий - требует
всесторонне развитых, творческих, нестандартно мыслящих людей, которые будут
направлять свою энергию на благо общества.
Эти
интегральные качества обеспечивают возможность успешной адаптации личности к
меняющимся реалиям жизни, придания творческого характера будущей работе,
активному отдыху, образованию и, в конечном счете — самоосуществления человека.
На
современном этапе развития общества существует реальная общественная
потребность в активизации творческого потенциала личности.
Преобразования, происходящие в обществе,
порождают в образовании и новые требования к подготовке детей к школе. Одним из
них является развитие художественно – творческих способностей у детей старшего
дошкольного возраста.
Художественно – творческие способности
являются одним из компонентов общей структуры личности. Развитие их
способствует развитию личности ребенка в целом.
Как утверждают выдающиеся психологи Л.С.
Выготский, Л.А. Венгер, Б.М. Теплов,
Д.Б.
Эльконин и др., основой художественно – творческих способностей являются общие
способности. Если ребенок умеет анализировать, сравнивать, наблюдать,
рассуждать, обобщать, то у него, как правило, обнаруживается высокий уровень
интеллекта.
Такой ребенок может стать одаренным в других
сферах: художественной, музыкальной, сфере социальных отношений, психомоторной,
творческой, где его будет отличать высокая способность к созданию новых идей.
Современная педагогическая наука, смотрящая на
образование как на воспроизведение духовного потенциала человека, располагает
разнообразными сферами образовательного воздействия на ребенка. Сфера искусства
рассматривается как пространство, способствующее формированию социально –
эстетической активности личности. По мнению современных ученых, исследующих
проблемы дошкольного образования, раскрытию внутренних качеств личности и
самореализации ее творческого потенциала в наибольшей степени способствует
художественно-эстетическое воспитание, частью которого является развитие детей
в театрализованной деятельности. В психолого – педагогических исследованиях
отмечается, что именно театрализованная деятельность является уникальным
средством развития художественно – творческих способностей детей.
Творчество характеризуется
как высшая форма деятельности личности, требующая длительной подготовки,
эрудиции и интеллектуальных способностей.
Детское творчество —
форма активности и самостоятельной деятельности ребенка, в процессе которой он
отступает от образца и стереотипа, экспериментирует, видоизменяет окружающий
его мир, создает нечто новое для других и для себя.
Именно
в годы дошкольного детства у ребёнка происходит становление основных личностных
механизмов образований, развиваются тесно связанные друг с другом эмоциональная
и мотивационная сферы, формируется самосознание. Именно поэтому период дошкольного
детства – период фактического складывания психологических
механизмов
личности – так важен. Наиболее эффективное и действенное средство воспитания и
развития детей – это музыка.
Д.
Шостакович сказал: « Любите и уважайте великое искусство музыки. Оно откроет
вам целый мир великих чувств. Оно
сделает вас духовно богаче, чище, совершеннее. Благодаря музыке вы найдете в
себе новые, неведомые прежде силы. Вы увидите жизнь в новых тонах и красках.
Музыка приблизит вас к идеалу совершенного человека.
Этот взгляд на воспитание ребенка сделал
актуальной проблему образования и воспитания дошкольников средствами
театрального искусства и позволил нам обратиться к театральной деятельности в МДОУ
не только как к самостоятельному разделу художественного воспитания детей, но и
как к мощному синтетическому средству развития их творческих способностей. Ведь
искусство театра представляет собой органический синтез музыки, танца, живописи,
риторики, актерского мастерства, сосредоточивает в единое целое средства
выразительности, имеющиеся в арсенале отдельных искусств, и, тем самым, создает
условия для воспитания целостной творческой личности, чем способствует цели
современного образования.
Актерское мастерство – это искусство
перевоплощения, маленькие дети это делают с большим удовольствие, порой, не
замечая значимости его для себя.
Существует проблема, волнующая многих педагогов, психологов, родителей. У одних
детей возникают страхи, срывы, заторможенность, а у других, наоборот, развязность
и суетливость. У детей часто отсутствуют навыки произвольного поведения,
недостаточно развиты память, внимание и речь. Самый короткий путь
эмоционального раскрепощения ребенка, снятие сжатости, обучения чувствованию и
художественному воображению – это путь через игру, фантазирование,
сочинительство. Все это может дать театрализованная деятельность. Являясь
наиболее распространенным видом детского творчества, именно драматизация,
связывает художественное творчество с личными переживаниями, ведь театр
обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребенка.
Задачи, направленные на развитие детей:
1. Развивать игровые навыки и творческую
самостоятельность детей через театрализованную деятельность, упражнения
актерского тренинга и игры, развивающие творческие способности старших
дошкольников.
2. Совершенствовать речь детей: звуковой
культуры, грамматического строя, монологической и диалогической формы,
выразительности.
3. Воспитывать и развивать внутреннюю (волю,
внимание, память, мышление, воображение, подлинность в ощущениях) и внешнюю
(чувство ритма и темпа, чувство пространства и времени, веру в предлагаемые
обстоятельства) технику актера в каждом ребенке.
4. Способствовать освоению основ исполнительской,
зрительской и общей культуры.
Большое значение для развития у детей
самостоятельности, творческой активности имеет правильная организация
предметно-развивающей среды и грамотное руководство педагога самостоятельной
деятельностью детей.
В нашем дошкольном учреждении музыкальный зал
оборудован современными техническими
средствами обучения: электропианино, синтезатор, проектор и
интерактивный экран. Для детей оборудована гримёрка и костюмерная. Постоянно пополняется коллекция
костюмов, как для маленьких артистов, так и для взрослых. Для занятий с детьми
приобретены разнообразные музыкальные инструменты и яркие, красочные
дидактические пособия, атрибуты, ростовые куклы, куклы би-ба-бо, мягкие
игрушки.
Зал оформляется к праздникам и развлечениям на высоком эстетическом
уровне при участии специалиста ИЗО.
Для реализации задач развития творческих
способностей детей средствами театрализованной деятельности в системе
музыкального воспитания МДОУ созданы
педагогические условия:
-
применение
принципов развития творческих способностей старших дошкольников: гуманного
взаимодействия, сотворчества, обучения в действии, импровизационности;
- организация творчески ориентированной среды,
которая включает речевые игры, ритмодекламацию, пальчиковые игры, игры со
звуком, игры с жестами, игры с ритмом, игры с палочками, игры с инструментами,
двигательные игры, коммуникативные игры, элементарный театр, пластическое
интонирование, танцевальные миниатюры, элементарные танцы;
-
планирование
и организация работы музыкального руководителя (в учебной и совместной с детьми
деятельности) по развитию творческих способностей в системе музыкального
воспитания ДОУ.
Интерес к «творческой, игровой педагогике
многообразия» (Б.Хазельбах), возникшей в России в последние годы,
свидетельствует об изменении философии и ценностей образования. В дошкольном возрасте начинается «выращивание
будущего», поскольку этот возраст является сензитивным периодом, когда ребёнок
наиболее активно осваивает всё окружающее.
Репертуар для
самостоятельного прослушивания.
Репертуар
обновляется примерно раз в месяц.
1. м/ф «Кот Леопольд»: «Песня Мышей» (В. Шаинский — М. Пляцковский)
2.
«Неприятность
эту мы переживем (В. Шаинский — М. Пляцковский)
3. «Дорожная Леопольда» (В. Шаинский — М.
Пляцковский)
4. «Если добрый ты» (В. Шаинский — М.
Пляцковский)
5. м/ф «Крокодил Гена» «Песня Шапокляк» (В. Шаинский — Э. Успенский)
6. «Чебурашка» (В. Шаинский — Э.Успенский)
7. «Песня крокодила Гены» (В. Шаинский — А.
Тимофеевский)
8. «Голубой вагон» (В. Шаинский — А.
Тимофеевский)
9. «Бременские музыканты»: «Песня атаманши»
(Г. Гладков — Ю. Энтин)
10.
«Песня охраны» (Г. Гладков — Ю. Энтин)
11.
«Песня друзей» (Г. Гладков — Ю. Энтин)
12.
х/ф «Мэри Поппинс, до свидания!»: «33 коровы» (М. Дунаевский — Н. Олев)
13.
«Брадобрей» (М.Дунаевский — Н. Олев)
14.
«Ветер перемен» (М. Дунаевский — Н. Олев)
15.
«Полгода плохая погода» (М. Дунаевский — Н. Олев)
16.
х/ф «Приключения Буратино»: «Песня черепахи Тортилы» (А. Рыбников — Б.
Окуджава, Ю. Энтин)
17.
«Песня Кота и Лисы» (А. Рыбников — Б. Окуджава, Ю. Энтин)
18.
«Бу-ра-ти-но!» (А. Рыбников — Б. Окуджава, Ю. Энтин)
Песни о животных:
«Песня волка» (А. Рыбников — Ю.
Михайлов)
«Песенка про кузнечика» (В.
Шаинский — Н. Носов)
«Лесной олень» (Е. Крылатов — Ю.
Энтин)
«Песня лисы» (И. Якушенко — М.
Айзенберг)
«Диалог волка и козлят» (А.
Рыбников — Ю. Энтин)
Песни о временах года:
Зима — «Три белых коня» (Е.
Крылатов — Л. Дербенев)
Весна — «Крылатые качели» (Е.
Крылатов — Ю. Энтин)
Лето — «Песенка о лете» (Е.
Крылатов — Ю. Энтин)
Осень — «Чему учат в школе» (В.
Шаинский — М. Пляцковский)
Сюжетно-ролевая игра «Больница»:
«На прививку, третий класс!» (И. Матвеев — С.
Михалков)
Сюжетно-ролевая игра «Магазин»:
«На дачу» (С. Никитин — Ю. Мориц)
Песни С. Никитина способствуют
развитию творчества у детей.
· «Ваня-Пастушок», «Слониха, слоненок и
слон», «Резиновый ежик», «Пони», «Сон-кино» (стихи Ю. Мориц);
· «Иван Иваныч Самовар», «Очень вкусный
пирог», «Врун», «Бульдог и таксик» (стихи Д. Хармса);
· «Мохнатая азбука», «Жираф», «Шавка»,
«Лев» (стихи Б. Заходера);
· «Шел трамвай десятый номер», «Дятлы»,
«Снег», «Под Новый год» (стихи С. Михалкова).
Записи концертов, а
так же звукозаписи:
Группа «Непоседы»
Группа «Барбарики»
Шоу- группа «Улыбка» А.Варламов
Музыка для малышей: «Мама и малыш»
«Beatlеs» для малышей
Классика для малышей и т. д.